Горы - Спити.ру

Восхождение на Эльбрус (ч.3)

Восхождение на Эльбрус (западная) с юга.

В прошлой статье я рассказывала о восхождении на Эльбрус с востока, теперь поговорим о самом распространенном маршруте – подъем с юга.

День 7

Так как я при первом спуске повредила связку в колене, я решила сделать себе перерыв в несколько дней. Да и усталость порядком накопилась. Разместившись в гостевом доме, я один день посвятила целиком релаксу.

День 8

На следующее утро я решила прогуляться на гору Чегет. Вариантов подъема на эту гору два – пешком или по канатной дороге. Так как колено болело только при спуске, я решила подняться наверх пешком и спуститься вниз по канатной дороге. Неспешный подъем налегке с небольшим темпом занял около двух часов. Путь начинается с проселочной автомобильной дороги, проходящей слева от поляны Чегет вдоль реки Донгузорун. Первый час идешь через лес, но вот лесная полоса заканчивается, и начинаются красивые альпийские луга с множеством разнообразных цветов и видом на гору и ледник Донгузорун и гору Накра.

вдоль реки Донгузорун спити.руальпийские луга с видом на г. Накра спити.ру

Поднимаясь выше, открывается также потрясающий вид на Баксанское ущелье и Главный Кавказский Хребет. Поднявшись до второй очереди канатной дороги, я передохнула в кафе, сделала красивое фото на память с видом на Эльбрус и пошла выше – к вершине. Стоит отметить, что подъем выше возможен только с пропуском в пограничную зону. У меня пропуска не было, я пошла так (многие так и ходят), там проверяют редко, а вот если захотите пойти к озеру Донгузорункёль – там постовые проверяют пропуска стабильно и иногда штрафуют.

вид на Баксанское ущелье спити.рукафе на горе Чегет спити.руна память об Эльбрусе спити.ру

Виды с вершины были просто потрясающие. По пути вниз я познакомилась с классными ребятами, которые тоже планировали восхождение с юга, но по срокам немного не совпадали с моими планами. Я взяла это на заметку и решила готовиться идти на восхождение самостоятельно. Ребята догнали меня на спуске и позвали к себе в кемпинг на ужин. Оказалось, что они из Московской области и работают недалеко от меня. Мир тесен.

Вид на пики Большой и Малый Когутай, Донгузорун-Орунбаши и Накра спити.рувид на пики Донгузорун и Накра с горы Чегет спити.ру

День 9

Еще один день у меня прошел на релаксе, встретилась с друзьями, которые тоже оказались в этих краях. Ребята катались по южным склонам Эльбруса на сноубордах. Поговорила с гидами о маршрутах восхождения, необходимом снаряжении. Вечером съездила с вчерашними знакомыми в Долину Нарзанов и заодно поднялись к леднику вдоль реки Когутай.

ледник у Нарзана спити.ругоры Эльбрус цветы спити.рурека Когутай спити.ру

День 10

На следующий день я взяла недостающее снаряжение в аренду и уже собиралась выдвигаться на Приют Одиннадцати (4200м), как в нашу базу заехала группа альпинистов из Карелии, которые приехали из Безенги, и собирались подниматься на следующий день. И я решила идти с ними. У них хоть и не было гида, но был горный инструктор и сами ребята довольно хорошо подготовленные. Вместе веселей и как-то безопаснее.* А остаток дня я посвятила подъему к водопаду «Девичьи косы» и обсерватории «Терскол». На этот раз мне открывались виды на Баксанское ущелье и Главный Кавказский хребет с противоположной от Чегета стороны (юг), а также вид на весь Южный склон Эльбруса и ледник Терскол.

водопад Девичьи косы спити.рувид на южный склон Эльбруса спити.ругоры Эльбрус вид восток спити.руязык ледника Терскол спити.рувид на обсерваторию Терскол и ГКХ спити.рудорога к обсерватории Терскол спити.румыслитель спити.ру

День 11

Следующим утром ребята пошли пешком по моему вчерашнему маршруту (через обсерваторию), а я решила подняться по канатной дороге и сделать акклиматизационный выход на скалы Пастухова (4800 метров над уровнем моря). Сейчас на Азау работает две линии канатной дороги: старая маятниковая и новая (французская). Старая немного дешевле, но едет дольше. После 2-х очередей гондольной дороги подъем до 3800 метров пока осуществляется по кресельной канатной дороге. К ноябрю 2015 года обещают открыть третью очередь французской гондольной дороги до высоты 4000 метров. Ох, как я на нее рассчитываю!

вид  со станции МИР спити.ру

После подъема до 3800 метров выходишь к снежному полю. Здесь уже начинают работать снегоходы и ратраки, которые за плату довозят до различных высот, вплоть до 5100 метров. Рюкзак у меня был полон еды, и не хотелось тратить время и силы на подъем до приюта 11, поэтому я доехала туда с ветерком на снегоходе. Разместившись в приюте и перекусив, я пошла к скалам Пастухова. Подъем у меня занял 2 часа и 10 минут до высоты в 4800 метров. Я провела там около 20 минут, и начала спуск вниз. Пока я поднималась наверх, погода испортилась, была сильная облачность, пошел град. Вот тут я пожалела, что не взяла с собой ледянку, но ее мне с успехом заменила пенка. На приличной скорости я съехала почти до приюта. Вот это был драйв! Кстати, эту идею мне подкинули местные военные, до этого спустившиеся вниз таким же образом! Вечер и весь следующий день я посвятила отдыху и общению с другими группами ребят, собиравшимися на восхождение. Погоду в ночь предстоящего штурма обещали одну из лучших, и упускать шанс было нельзя.

панорама у приюта 11 спити.ру

День 13

На следующий день, в час ночи мы начали подъем на вершину. Светила луна, над нами было кристально чистое звездное небо. Млечный путь пересекал небосвод. Столько звезд можно увидеть только в горах! Мы шли не торопясь, мимо проезжали снегоходы и полные другими восходителями ратраки. К рассвету мы поднялись на высоту 5100 метров над уровнем моря до «Косой полки». Ветра практически не было. Восходящее солнце окрашивало в золото вершины Главного Кавказского Хребта, а перед нами на небе была огромная тень от Эльбруса. Зрелище невероятное! Здесь был наш последний отдых перед подъемом до седловины. Высоту все переносят по-разному. До 5000 метров со мной было все нормально, но потом начала одолевать горная болезнь, давило на виски, иногда накатывала тошнота, дышать было тяжело, но мы шли.

тень от Эльбруса на небе спити.рутуристы восхождение на гору Эльбрус тени спити.ру

Дойдя до седловины, мы попадали практически без сил. А нашему взору открылась последняя ступень штурма – подъем на высоту чуть более 500 метров под углом около 40 градусов. И все это на солнцепеке. Жарило нас как кур гриль на вертеле. И на небе ни единого облачка и практически безветренно! Идеальнее погоды и быть не могло! Но периодически накатывала «горняжка», на виски давило и сильно мешала идти головная боль. Преодолев последние метры, мы достигли западной вершины – 5642 метра над уровнем моря. Весь подъем от Приюта 11 (4100 метров) занял у нас 9 часов и 40 минут.

вид на южный пик Эльбруса спити.ру

Вид с вершины был волшебным! С южной стороны вправо и влево раскинулся Главный Кавказский хребет, за которым вдали виднелась полоска Черного моря, почти сливающаяся с небом. С северной стороны виднелось холмистое предгорье Кавказа. Пофотографировавшись и отдохнув, мы начали спуск вниз. Спуск занял примерно 2-2,5 часа, при учете того, что с «Косой полки» мы «скатились» на пенках практически до скал МЧС.
Чувства были незабываемые! Виды – потрясающими, погода – отличная и сколько бы ни было потрачено сил, как бы тяжело это не было – это того стоило! Мы поймали это чудо и сохраним у себя на долгую память. А я планирую подняться туда еще хотя бы раз!

вершина спити.руна  западной вершине спити.рувид на восток спити.рувид на юг спити.рувид на запад спити.рувид на плато западной вершины спити.рувид на ГКХ с 5100 м спити.рупанорама с 5100 спити.ру

Кавказские горы западают в душу, там столько красоты, что и жизни не хватит все посмотреть, но побывать хотя бы раз в этих краях просто необходимо!

*P.S. При других погодных условиях подъем на вершину без сопровождения гида может быть опасен! При появлении облачности над горой Ушба или облака-линзы над Эльбрусом стоит прекратить или отложить восхождение.