Восхождение на Эльбрус (ч.2)

Восхождение на Эльбрус (восточная) с востока.

Многие мечтают взойти на самую высокую вершину Европы, но не всем это удается. Переменчивый и недоверчивый Эльбрус не всем дает такой шанс. Но мне такой шанс был дан, и теперь я с гордостью могу сказать – я побывала на вершине Европы – могучем Эльбрусе. И далось мне это нелегко.
Покатавшись зимой на местных склонах, я без памяти влюбилась в эту местность и решила для себя, что взойду летом на вершину. Сразу встал вопрос – идти с гидом или без. Прочитала множество разных источников о восхождении. И опыт везде был очень разный! Кто-то ходил с гидами, кто-то в одиночку или с компанией друзей.
Эльбрус – гора очень переменчивая и вся сложность восхождения заключается в умении прогнозировать изменение погоды на вершине. Опыта альпинистских восхождений у меня не было, поэтому решила не рисковать, и через интернет нашла гида. Тур был на восхождение на Восточную вершину Эльбруса (вершин две: восточная 5621м и западная 5643м). Мы шли с востока через перевал Ирикчат. Можно также зайти с юга (основной маршрут), севера или запада, все зависит от вашего желания и уровня подготовки.

горы Эльбрус снег спити.ру Эльбрус горы камни спити.ру

Совет для остальных – если нет опыта, или вы не уверены в своих силах – воспользуйтесь услугами гида. Хотите дешевле – ищите их на месте по факту или ищите группу, которой сможете «упасть на хвост». И желательно зарегистрироваться в местном МЧС, если идете с гидом – он это сделает за вас.

Снаряжение

Снаряжение играет немаловажную роль, от него зависит ваша жизнь и само восхождение. В список обязательного снаряжения для штурма вершины входит: термобелье, флисовая одежда, шапка, балаклава, пуховка, ветрозащитная куртка и штаны, теплые или шерстяные носки, жесткие альпинистские ботинки (лучше пластик), солнцезащитные очки с высоким фактором защиты или горнолыжная маска, штурмовой рюкзак, термос, обвязка, страховка, кошки, ледоруб, палки, крем для защиты от солнца, аптечка, спальник. Также нужен перекус с собой.

Акклиматизация

Большинство из нас живет на равнинной местности и, приезжая в горы, необходима правильная акклиматизация и подготовка организма к перепадам высот. Иначе вас накроет горная болезнь («горняжкка») и удовольствия вы не получите. Готовиться лучше заранее – за месяц начать прием поливитаминов, и по приезду в горы не забывать пить витамин С, витамины группы B, поддерживать водно-солевой баланс в организме, есть побольше овощей и фруктов.
Но это все химия. Вернемся к физической акклиматизации. Прежде всего, набирать высоту следует плавно и понемногу. На правильную и хорошую акклиматизацию уходит не менее 4 дней. Для начала можно подняться на гору Чегет, к обсерватории Терскол, вдоль ущелий Ирикчат или Адылсу на высоты около 3000-3500 метров над уровнем моря. Через пару дней – подъем на высоты 4000-4200 метров (штурмовой лагерь). Затем выход на высоты 4500-4800 метров, возвращение в штурмовой лагерь, отдых весь следующий день и в ночь штурм вершины (в зависимости от погодных условий).

Маршрут восхождения с востока

День 1

Первая попытка взойти на вершину была с гидом. Группа собралась интернациональная: я и еще двое из Москвы, трое из Екатеринбурга, один из Астрахани, один из Шахт, и одна женщина из Гомеля (Беларусь). Наш путь начался от поселка Эльбрус, через ущелье реки Ирик, мимо лучших на Кавказе минеральных источников и Песчаных замков. Иногда я удивлялась сама себе. Там, где я раньше боялась идти без рюкзака – приходилось идти с полным рюкзаком снаряжения и продуктов.

трава горы спити.ру вода река горы спити.ру

Поначалу было тяжеловато, но со временем привыкаешь и идешь как ни в чем не бывало. Первая стоянка была на высоте 2350 метров, у конца лесной полосы. Справа виднелся красивый водопад, по левую сторону журчала река Ирик. А чуть впереди, на слонах паслась отара овец, которую пригнали с альпийских лугов.

палатка горы трава спити.ру горы камни дерево спити.ру воды водопад горы спити.ру тропа вид на гору спити.ру

День 2

Начался с резкого подъема на первую террасу долины Ирикчат. Была сильная облачность и большую часть пути мы шли как ежики в тумане. Но были редкие моменты, когда облака рассеивались, и тогда нашему взору открывалась чудесная панорама ущелья и Кавказского хребта вдалеке. Мы поднялись на еще одну террасу, по пути встретив уже знакомую нам отару овец, которую одинокий пастух гнал к месту ночевки.

пастух в тумане на горе спити.ру туристы в тумане спити.ру горы в тумане туристы спити.ру зеленая трава вдоль горы спити.рустадо спити.ру

А наш путь лежал выше. И вскоре мы вышли к небольшой поляне, окруженной крутыми скалами. Там была наша вторая стоянка (2800 метров над уровнем моря). Здесь же мы обучились обращаться со страховочным снаряжением, а также технике вязания некоторых видов узлов.

красивый вид горы Эльбрус спити.ру Эльбрус горы в тумане трава камни спити.ру привал палатки на горе спити.ру путешествиники на горе спити.ру покоритель вершин на горе спити.ру автор статьи на привале Эльбрус спити.ру

День 3

Следующий день выдался солнечным с небольшой облачностью. Белые барашки проплывали высоко над нами, а мы приближались по ущелью к леднику. Альпийские луга остались позади и нас окружали только каменные горные склоны, местами закрытые островками снега. Слева все также журчала река, теперь уже – Ирикчат.

путешествиники покоряю гору Эльбрус спити.ру часть гор Эльбрус по пути спити.ру цветы по пути на гору Эльбрус спити.ру не далеко от ледника горы Эльбрус спити.ру дорога на Эльбрус туристы спити.ру вид на гору Эльбрус турист спити.ру путешествиник горы Эльбрус спити.ру

Вскоре ледник предстал перед нами во всем своем великолепии и уже виднелся заветный пункт назначения – перевал Ирикчат (3300 метров). Нас ждал резкий подъем, силы в конце дня были на исходе, но виды, открывшиеся с перевала, затмили всю усталость. Поставив палатки, мы пошли осматривать окрестности, а посмотреть было на что! Величественный Эльбрус и ледяное озеро Джикаугенкез с одиноким пиком Калицкого с северной стороны. А с южной стороны – долина Ирикчат во всей красе. Омрачал все только сильный и холодный ветер, который не прекращался ни на секунду.

вид из палатки лагерь спити.ру ледник Ирикчат спити.ру ледник Ирикчат панорама спити.ру вид с перевала Ирикчат на долину спити.ру вид на ледовое озеро Джикаугенкез и пик Калицкого спити.ру вид на Эльбрус спити.ру горнолыжные очки спити.ру панорама вид на Эльбрус спити.ру

День 4

На четвертый день нас ждал переход через ледник и подъем по Ачкерьяколькому лавовому потоку на высоту 4100 метров над уровнем моря. Вот тогда я и поняла, почему с гидом идти предпочтительнее. Ледник является закрытым (то есть трещины спрятаны под снегом) и идти по нему одним довольно опасно. В любой момент можно провалиться. Ледник мы пересекали в полном снаряжении, в связках и с ледорубами в руках, но это было только начало. Погода утром была хорошая, но потом над Эльбрусом повисло облако-линза, которое ничего хорошего не предвещало. Когда мы находились на середине ледника, нас накрыл грозовой фронт. Молнии сверкали буквально у нас над головами и били в скалы вокруг, шел град. А мы валялись в обнимку с рюкзаками на снегу и молились, чтобы нас не убила молния. А я еще молилась о том, чтобы там не замерзнуть, потому что теплые вещи не одела сразу, понадеявшись на хорошую погоду. Через двадцать минуть наши молитвы были услышаны, и грозовой фронт ушел, никого не задев, а мы двинулись дальше к лавовому потоку. Этот переход я запомню на всю жизнь и, наверное, еще долго буду бояться молний.
Вечер на высоте 4100 был все таким же ветреным, только к ветру примешивался лавовый песок, забиваясь во все щели. Заветная вершина становилась все ближе.

закат на горе спити.ру выход на ледник спити.ру лавовый поток спити.ру вид на лавовый поток спити.ру чб привал лавовый поток спити.ру

День 5

Следующий день выдался пронзительно ясным, только вдалеке на равнинах была сильная облачность, которую Эльбрус к себе близко не подпускал. Уже к 12 дня мы поднялись на высоту 4345 метров и разместили там палатки. Это был наш штурмовой лагерь. Ветер был очень сильный и иногда почти сбивал меня с ног. На этот день был запланирован акклиматизационный выход, но из-за ветра мы его делать не стали.

привал мини квадрат спити.ру ледник гора Эльбрус вид спити.ру ледниковая гора спити.ру

Решили, что лучше как следует отдохнуть, и в ночь штурмовать восточную вершину. Но нашим планам не суждено было сбыться. Ветер не стихал. Чуть выше, на высоте 4800 метров над уровнем моря стояла еще одна группа альпинистов. Встретив их на спуске, они рассказали, что у них ветром погнуло палатки. В тот день они не стали штурмовать, и, как и мы, спустились в поселок.

камни горы снег спити.ру облака и снег в горах спити.ру облака снег и земля спити.ру

День 6

Утром следующего дня я проснулась очень рано, около 5:30 утра. Мягкий золотой свет проливался в палатку. Переборов в себе желание оставаться в теплом спальнике, я вышла наружу. Зрелище, открывшееся перед моими глазами, было незабываемым! Золотые лучи солнца освещали ледники и Эльбрус. Казалось, все кругом было золотым: и горы, и камни и снег!

закат горя снег спити.ру панорама закат в горах Эльбрус спити.ру солнце закат в горах Эльбрус спити.ру закат отражение на снегу горы спити.ру горы закат земля спити.ру

Этим же днем мы спустились вниз в поселок Эльбрус. Обычно спуск занимает 2 дня, если не торопиться, но некоторым ребятам из группы очень хотелось побыстрее спуститься и поэтому мы шли «крейсерским ходом». Погода была чудесная. Легкая облачность, небольшой ветер. Я бы с удовольствием переночевала бы на верхних террасах ущелья Ирикчат и не спеша спустилась вниз на следующий день. Но, группа есть группа, и мы спустились сразу и вышли к поселку уже в темноте. На следующий день все собрали свои вещи и разъехались по домам, а я решила не останавливаться на достигнутом, и продолжить изучение этого чудесного края самостоятельно.

восхождение туристы Эльбрус спити.ру снежные туристы восхождение на гору спити.ру облочно горы снег камни спити.ру альпинисты горы спити.ру долина Ирикчат спити.ру автор статьи путешествует Эльбрус спити.ру восхождение на Эльбрус автор и компания спити.ру