История одного восхождения. Горы Оштен и Фишт Кавказского заповедника

Хочу рассказать про нетипичный для большинства отдых – восхождение в гору. Для меня это первый подобный опыт и, надеюсь, не последний.

восхождение на горы спити ру

Летом наша компания из четырех человек отправилась на покорение вершин гор Оштен и Фишт Кавказского заповедника. Нам хотелось путешествовать по России, увидеть природу в ее первозданной красоте, побывать в «диких» местах, а бонусом поездки стала проверка выносливости.

Выбирая тур с рюкзаками, обращайте внимание на:

• Наличие опыта подобных походов. Для начала рекомендуется взять что-нибудь попроще, соответствующее вашему уровню подготовки. В действительно сложные походы вряд ли возьмут новичков. Хотя за большие деньги можно попасть хоть на Эверест.
  • Начальную и конечную точку отправления. Не очень удобно, если обратный билет вы взяли, допустим, из Краснодара, а поход заканчиваете в Сочи.
  • Собственно, что вы хотите увидеть? Альпийские луга, яркие краски, заснеженные вершины, водопады, чистейшие озера или бурные горные реки? Может, все и сразу? Смотрите фотоотчеты и выбирайте тур по душе.

гор Оштен и Фишт Кавказского заповедника спити ру

Поезд Саратов — Адлер доставил нас в Краснодар, откуда за отдельную плату нас отвезли в поселок Каменномостский (или Хаджох) республики Адыгея. Большая часть группы прибыла заранее и успела познакомиться друг с другом и осмотреть все окрестности поселка.

К слову, я оказалась самой молодой участницей похода (мне 23), а самой зрелой оказалась женщина в возрасте 50+. Все члены нашей группы (13 туристов и 2 инструктора) были очень общительными и дружелюбными. За домашним ужином в деревенском домике мы обсуждали план нашего похода, делились ожиданиями от путешествия, а инструкторы рассказывали самые интересные истории из своего большого опыта восхождений. Утром, после плотного завтрака за нами приехал автобус, и мы смело двинулись в путь.

В первый день нам предстояло пройти 15 км по плато Лаго-Наки к приюту Фишт. Решено было идти по 40 мин, с остановками по 10 мин. С рюкзаками, доверху набитыми личными вещами, палатками и едой на 5 дней, мы двинулись в путь. В первые 40 минут я даже обрадовалась, что маршрут так легко мне дается. Я никогда еще так не ошибалась. Мы шли то вверх, то вниз, и не чувствовали усталости. Вокруг совершенно невероятные пейзажи, а вдалеке виднелся главный кавказский хребет. От всей этой красоты я потеряла дар речи и без устали фотографировала (результатом чего был полностью разряженный в предпоследний день фотоаппарат).

заповедник восхождение на горы спити ру

Самым тяжелым оказалось непрерывное движение вверх к последнему перевалу. Вот тут-то я поняла, что такое восхождение и даже испугалась, когда пришло осознание: «Что же мне еще предстоит впереди?». Во время подъема нет сил смотреть по сторонам, ты сосредоточен, каждый шаг дается с трудом. Но, конечно, оно того стоит, ведь за каждое усилие природа награждает тебя потрясающе красивым пейзажем. С перевала мы увидели гору Фишт, а через 3 дня уже побывали на самой вершине!

солнечный свет в горах заповедника спити ру

В нашем лагере оказался душ, вода в котором набирается из чистейшей реки Белая и нагревается за день в огромных бочках за счет солнечного тепла. Этой новости все обрадовались, т.к. каждый уже мысленно готовил себя к купаниям в ледяной реке. Мы поставили палатки и приготовили вкуснейший ужин на костре. И только ночью, когда ложишься спать, приходит усталость, чувствуешь все свои мышцы, удивляешься, что в некоторых местах они вообще есть… и мгновенно засыпаешь.

Утром нас разбудил шум вертолета, передававшего какие-то бумаги. Сеть в лагере не ловит и связь с внешним миром поддерживается с помощью авиации раз в день.

На второй день мы совершили непродолжительную вылазку на ледник и прогулку по окрестностям, оставив тяжелые рюкзаки в палатках. За это время все немножко отдохнули и приготовились к покорению своих первых вершин.

Собравшись в такой поход, обязательно возьмите подходящую обувь, шлепки и кеды оставьте дома, в них вы собьете все пальцы. Также нежелательно брать с собой новую, не разношенную обувь, ведь от нее могут быть мозоли. Не забудьте взять средство от загара с максимальным SPF-фактором. В горах солнце беспощадно печет, рискуете обгореть за 15 минут.

горная природа спити ру

Самая вкусная каша получается на костре!

Позавтракав, мы взяли один рюкзак на четверых, в котором были 5 полных бутылок воды и немного еды на перекус. Начался продолжительный подъем в гору (5,5 часов). Да, это было сложно. Пить хотелось адски, ты делаешь несколько глотков, но через минуту жажда наступает снова, а воду нужно было оставить еще на обратный путь. Шли мы постепенно, постоянно останавливаясь и переводя дыхание.

Мы двигались вперед по траве, в некоторых местах даже имелись вытоптанные с годами земляные ступеньки. Подъем был не резким, все старались идти друг за другом след в след, ведь инструктор выбирал самый легкий, по его мнению, маршрут.

Когда мы поднялись, это было великое счастье! Облака образуются прямо перед тобой и поднимаются ввысь. Открывается вид на многие километры вокруг, и оказывается, что те самые красные точки впереди – это крыша домика егеря в нашем лагере.

На вершине испытываешь дикий восторг и прилив сил. Кажется, что ты можешь покорить любые цели. Ты гордишься собой и радуешься всему миру и маленькому глотку воды. Эти эмоции нельзя передать, хочется смотреть вокруг себя, не упустить ни одной мелочи и впитать всю эту красоту вокруг.

потрясающий вид с гор спити ру

На следующий день группа разделилась на две части, одни ушли к морю, а мы отправились на покорение последней вершины. В горах будьте готовы иногда примириться с обстоятельствами. Мы собирались идти «детским» маршрутом, а пошли спортивным. Уже в самом начале нас ждал подъем по отвесным камням. Конечно, он был не слишком затяжной и опасный, но это вам не просто шажки наверх, это уже было похоже на альпинизм.

К моменту выхода на ледник все порядком устали и решено было сделать небольшой привал. В этом месте берет начало р. Белая. Это самая вкусная вода, которую я когда-либо пробовала.

После ледника оставался последний самый сложный участок маршрута. Нужно было по камням, (которые так и норовили посыпаться на головы ниже идущим), постоянно помогая себе руками, добраться до вершины.

На этом участке пути у меня сдали нервы, и я начала в голос «удивляться» что я забыла на этой горе. Но не дойти 80 метров до вершины, развернуться и спуститься я никак не могла, потом вспоминала бы и жалела, что так и не поднялась. Собрав последние силы, я наконец оказалась на вершине, и как же я была счастлива в тот момент! Подъем составил 6 часов, я ни на секунду не жалею, что совершила это восхождение.

Пожалуй, это было по-настоящему самое тяжёлое, что я делала в своей жизни. Допустим, ты занимаешься спортом, тебе тяжело, но ты это делаешь, а потом еще, а потом еще, ведь когда-нибудь тренировка закончится. А горы… кажется, что подъем не кончится никогда, а на вершине прекрасно даже от осознания того, что многие так и не побывают здесь никогда, а ты, однозначно, герой!

Если вы поднимитесь в горы хоть однажды, это будет любовь навсегда!